Как определить полярность аккумулятора: европейская или российская? Народные лайфхаки
Есть одна характеристика, которая очень важна при выборе модели аккумуляторной батареи - его полярность, т.е. расположение внешних токовыводов (токовыводящих элементов «+» и «-») на лицевых панелях аккумулятора.
- Что такое полярность
- Виды полярности
- Как определить полярность
- Что будет, если перепутать полярность?
- Народные лайфхаки: как определить полярность?
- Резюме
Когда вам понадобится новый аккумулятор для автомобиля, и вы придёте в магазин, то продавец обязательно спросит вас: «Хотите узнать полярность батареи на вашем авто?». И тут вы наверняка растеряетесь. Во-первых, для многих само определение «полярность» окажется неизвестным. Во-вторых, мало кто помнит, с какой стороны «плюс» и «минус» на батарее его авто. В-третьих, мало кто знает, как правильно определить полярность аккумулятора: с какого боку подойти к нему; как его повернуть к себе; развернуть или отвернуть. Об этом всём вы узнаете далее, а также о том, как определить полярность без каких-либо приборов, применив народные лайфкахи.
Что такое полярность
Аккумуляторная батарея автомобиля – это первичный источник электропитания (вторичный генератор). Представляет собой перезаряжаемое устройство и обладает рядом технических характеристик, таких как: размер корпуса, номинальная ёмкость, сила тока и величина напряжения. Кроме всего перечисленного не менее важным является и такой параметр как полярность.
Полярность – это расположение 2-х токовыводящих элементов АКБ: плюс и минус. Они размещаются на корпусе так, чтобы клеммы силовых проводов подключались к ним без дефицита длины. Ведь в целях экономии производители рассчитывают каждый миллиметр провода. Попробуйте-ка развернуть батарею и уже вряд ли сможете накинуть клеммы на положительный или отрицательный вывод АКБ.
Виды полярности
Современный авторынок предлагает широкую группу аккумуляторов разного вида для машин. Есть классические кислотные, щелочные, гелевые и другие. Но все автомобильные аккумуляторы работают по одной схеме. Поэтому токовыводящих элемента у них всего 2: положительный и отрицательный. В зависимости от производителя «плюс» и «минус» могут располагаться диаметрально противоположно. Поэтому существует два вида полярности:
- Прямая.
- Обратная.
Первая часто встречается на автомобилях российского производства, а вторая на иномарках из стран Европы.
Прямая
Прямую полярность часто называют «российской», потому что расположение токовыводящих элементов разработано ещё в СССР и унаследовано производителями РФ. Российская полярность определяется так:
- положительный вывод слева;
- отрицательный справа.
Такая конструкция АКБ встречается на всех моделях LADA и УАЗ, даже последних модификаций.
Обратная
Обратная полярность (менеджеры по продажам АКБ называют её «европейской») определяется следующей позицией:
- положительный вывод справа;
- минусовой вывод слева.
Такой тип аккумуляторов стоит почти на всех моделях: Audi, Volkswagen, Mercedes-Benz, Volvo, Land Rover и других.
Как определить полярность
Если у вас не российская и не европейская модель автомобиля, а допустим, американская, японская или китайская, то вы сможете определить полярность АКБ достаточно просто. Для этого встаньте у машины так, чтобы батарея «смотрела» клеммами на вас. Если «-» слева, а «+» справа, – то это обратный тип. Если наоборот, то – прямой. Дело в том, что АКБ может быть размещён на автомобилях по-разному: клеммами вперёд, назад или вбок. Именно поэтому вам необходимо всегда становиться перед батареей таким образом, чтобы она находилась перед вами фронтально. Ведь если смотреть на АКБ сзади, то его полярность для вас обманчиво изменится.
Что будет, если перепутать полярность?
Даже профессиональные водители могут нечаянно накинуть минусовую клемму на плюсовой вывод АКБ. Как правило, такое случается в спешке, например, во время экстренного ремонта машины на трассе. При этом затянуть колодку не получится, потому что у выводов АКБ разные диаметры: 19,5 мм (+) и 17,9 мм (-). У азиатских машин что-то подобное: 12,7 мм против 11,1 мм. Однако, даже мгновенное прикасание разнополярных контактов способно доставить массу неприятных последствий, таких как:
- Перегорание реле и предохранителей.
- Взрывы конденсаторов и диодов.
- Сгорает коммутатор.
- Плавится проводка.
- Появляются проблемы с сигнализацией.
Электронный блок управления (ЭБУ) повреждается редко, так как у современных машин хорошая защита от коротких замыканий. Но даже перечисленных неисправностей хватит для обстоятельного беспокойства, а иногда и серьёзного ремонта, например, замены коммутатора или генератора.
Народные лайфхаки: как определить полярность?
Представьте, что вам попался аккумулятор, у которого нет маркировки токовыводящих элементов «+» и «-», и они не обозначены цветами, например, красный / синий. А ещё у вас нет под рукой мультиметра. Что делать в такой ситуации? Какая полярность на аккумуляторе? Есть несколько народных лайфхаков, которые помогут вам определить положительный и отрицательный контакты АКБ:
- Посмотрите на токовыводящие элементы и выявите среди них тот, который крупнее. Толстый это «плюс», а тонкий – «минус». Для достоверности можете измерить диаметр штангенциркулем: 19,5 мм «+» против 17,9 мм «-» (российский и европейский стандарт).
- Растворите в банке или стакане лимонную кислоту. Прикрутите по тонкому проводу на каждый токовыводящий контакт. Опустите оголённые концы проволоки в ёмкость с кислотой, не давая им коснуться (замкнуть). Тот провод, у которого начнётся электролиз воды и выделение водорода (заметное пузырение) – является «минусом», а второй «плюсом».
- Возьмите сырой картофель, разрежьте пополам и воткните в него два провода, подключённые к аккумулятору. Расстояние между контактами 3 – 5 см. Через несколько секунд область картофеля вокруг одного контакта проволоки начнёт слегка зеленеть. Это «плюс».
Если такой чуждый аккумулятор без опознавательных маркировок стоит на машине, то здесь можно отследить куда уходят провода: плюсовой идёт на генератор и стартер, а минусовой на кузов.
Резюме
Узнать полярность аккумулятора достаточно просто. Поверните его к себе и выясните по маркировке «+» / «-», с какой стороны плюсовой вывод, а с какой минусовой. Если на АКБ нет обозначений, то используйте для диагностики народные лайфхаки.
- Комментарии